Порфиры. История развития

Порфиры. История развития

Порфиры. История развития   

                    

История использования порфиров насчитывает тысячи лет. Постройки и монументы, созданные с использованием этого камня, были найдены на территориях, принадлежавших ранее Асcирийскому царству, Вавилону, Египту и Римской империи, колыбелей европейской цивилизации, существовавших более 3000 лет назад.

Название камня Порфир происходит от латинского слова «porphyra», что означает «пурпурно-красный», и исторически эти цвета, также, как и сам порфир, были символами высокого общественного положения и принадлежности к королевскому окружению.

Во времена Римской империи считалось, что порфиры приносят удачу, откуда произошло слово «porfirogènito», обозначающее «рождённый в порфировой комнате», которое символизировало блестящее будущее наследников королевской семьи. Эта традиция передавалась также и когда представитель правящей семьи оканчивал свой путь и помещался в порфировый саркофаг.

Символ священной Римской Роты «Rota Romana», высшего апелляционного трибунала Римско-католической Церкви, так называемое Римское колесо, на котором по традиции должен был помолиться Император при входе во дворец, в свою очередь также было изготовлено из порфира.

Приёмные залы Римских Императоров, были украшены изображениями Римского колеса, сделанного из порфиров. Обязательным атрибутом приветствия Императора для представителей персидских наместников было простирание на этом колесе, что символизировало уважение и удачу в проведении встреч.

Старое здание Базилики Святого Петра, место коронации Римских императоров, было также декорировано порфиром, в части отделки ритуальных символов католической церкви.

Упоминание порфира можно найти и в итальянской литературе: в произведении XIII века Данте Алигъери «Божественная комедия» одна из ступеней в чистилище, куда поднимался герой Данте, была сделана из этого материала:
 
               94 Из этих трех уступов первый был
                    Столь гладкий и блестящий мрамор белый,
                    Что он мое подобье отразил;
               

               97 Второй - шершавый камень обгорелый,
                    Растресканный и вдоль и поперек,
                    И цветом словно пурпур почернелый;
               

             100 И третий, тот, который сверху лег, -
                    Кусок порфира, ограненный строго,
                    Огнисто-алый, как кровавый ток.

             103 На нем стопы покоил вестник Бога…
 
                                                                               Данте Алигъери «Божественная комедия» Песнь Девятая.


В эпоху Возрождения твёрдость порфиров стала испытанием для многих скульпторов. Микеланджело Буонарроти, после многих попыток, отказался от работы с порфирами из-за сложности резки и обработки материала.

Во времена Французской монархии порфиры также были выбраны как символ королевской семьи. Многие статуи в королевских дворцах, например в Версале, были изготовлены из красного порфира. Саркофаг Наполеона был изготовлен из одного цельного куска красного порфира, обработка которого началась ещё при жизни французского императора.

В начале 20ого века разработка крупного месторождения порфиров в Северной Италии в регионе Тренти́но — Альто-Адидже позволила существенно расширить спектр использования данного материала. Порфиры впервые начали использоваться как строительный камень, а чуть позже и как материал для мощения. Все работы в карьере проводились вручную, и добытый камень грузили в телеги и перевозили с использованием мулов или переносились людьми. Материалы для удалённых областей, таких как Рим и Милан, перевозился из города Тренто по железной дороге.

После окончания Второй Мировой войны, с приходом технологий и новых средств производства, объём разработки порфировых карьеров вышел на новый уровень. Это позволило итальянским компаниям создавать множество новых продуктов из камня и распространять его не только в Италии, но и во всей Европе, а также организовать поставки и на другие континенты.

Компания Odorizzi Soluzioni занимается добычей и обработкой порфиров с 50ых годов 20ого века. Начав с достаточно простых продуктов, таких как кубы и плитки для мощения, естественной поверхности, обработка которых осуществлялась с помощью механических станков, постоянно наращивая и модернизируя технологическую базу, компания развила производство, способное представить продукцию любой степени сложности обработки. В конце 80ых годов компания начала добычу порфиров в Аргентине, где была подготовлена производственная линия, отвечающая всем требованиям системы качества, предъявляемым в Италии. Аргентинские порфиры отличаются разнообразием цветовой гаммы и наряду с порфирами из Тренто, также присутствуют на складах компании в Италии. Множество проектов было выполнено с использованием порфиров, как в Европе, так и в Северной и Южной Америках, и даже в Японии.

Благодаря мастерству коллектива, занимающегося финальной обработкой камня, компания Odorizzi Soluzioni смогла принять участие в работе над такими потрясающими объектами архитектуры, как храм Sagrada Família в Барселоне, Концертный зал имени Никколо Паганини в Парме, площадь Италии в Мельбурне (Австралия), Итальянский сквер и Олимпийский центр в Токио (Япония), отмостка центральных улиц Санта-Круз-де-Тенерифе на Канарских островах, и многих других.

С учётом современных технологий обработки камня можно сказать, что порфир - универсальный материал, который, с учётом своих характеристик, представленных в конце данной статьи, может быть использован во множестве проектов, начиная от создания тротуаров и мостовых, вентилируемых фасадов и отделки стен, заканчивая сложными архитектурными элементами, такими как колонны, скульптура и пр.


Характеристики порфира:

Плотность: 2600 – 2900 кг/м3;
Прочность на сжатие: 236 МПа;
Прочность на сжатие при замораживании/размораживании (48 °С): 216 МПа;
Сопротивление на изгиб: 23,0 МПа;
Сопротивление на изгиб при замораживании/размораживании (48 °С):18,4 МПа;
Сопротивление износу на стирание: 14,3 мм;
Среднее значение сопротивления скольжения (USRV): 69;
Абсорбция при нормальном атмосферном давлении: 0,7 % массы.
Доступные варианты обработки: необработанный (естественная поверхность), натуральный скол, грубая полировка, огневая обработка, обработка щётками, полировка.